Чтение художественной литературы и развитие эмпатии

Настоящее исследование изучает влияние чтения художественной литературы на эмпатию читателя. Поставленные эксперименты показали, что значимые изменения происходят уже в течение недели после чтения художественной литературы, но при условии эмоционального погружения читателя в описываемую в произведениях историю. Отсутствие эмоционального погружения ведет к понижению уровня эмпатии.

 

Источник: PLOS

Оригинальное название исследования: How Does Fiction Reading Influence Empathy? An Experimental Investigation on the Role of Emotional Transportation

Исследователи: P. Matthijs Bal, Martijn Veltkamp

Исследование опубликовано в PLOS: 30 января 2013 г.

Выборка: 66 студентов в первой части исследования, 97 во второй

Лицензия: Creative Commons Attribution License

Copyright: © 2013 Bal, Veltkamp

Изменения: В ходе перевода с английского на русский были сделаны некоторые сокращения, добавлены/изменены заголовки.

 

Чтение книг, просмотр кино, посещение театра является частью ежедневной рутины многих людей. Подобная деятельность подразумевает знакомство с выдуманными сюжетами, помогает людям отвлечься от забот и может послужить источником вдохновения. Многими специалистами отмечалось, что вымышленные истории помогают достичь личностных инсайтов и потому очень полезны для изучения собственной психики.

Предполагается, что люди, постоянно читающие художественную литературу, таким образом повышают свои способности к сопереживанию, так как вымысел выступает своего рода симуляцией реальной жизни, в которой читатель получает социальный опыт и тем самым развивает межличностные качества. Высказывались так же альтернативные мнения, что люди с более развитой эмпатией склонны к чтению художественной литературы, то есть в данном случае связь скорее обратная, и не предоставляет возможности строить какие-либо выводы.

 

Художественная литература и эмпатия

Почему художественная литература в данном контексте расценивается как более значимая по сравнению с другими видами литературы? При написании любого произведения автор пропускает описываемые события через собственное мировосприятие, и поэтому даже самое беспристрастное описание фактов оказывается под влиянием мнения автора и его убеждений. Однако, если выделить особенности нехудожественной (документальной, научной, справочной, учебной и пр.) литературы – то основными будут 1) стремление передать истину, используя аргументы и логические взаимосвязи, а также 2) наличие возможности предоставить существующие в реальном мире доказательства – ссылки на исследования, публикации, научные работы и факты окружающей действительности. Тогда как художественные произведения фокусируются на создании правдоподобной и увлекающей читателя реальности, которая не обязана иметь какие-либо документальные подтверждения.

Более того, читатель заинтересуется историей, если описываемая в ней реальность будет представляться реальной для самого читателя, созданная таковой с помощью разнообразных художественных средств. Вымышленные истории представляют героев, события и сюжет в такой манере, что читатель оказывается перенесен в другую реальность, и таким образом будет открыт эмоциональному воздействию. Свойственная же документальной литературе логичность и научность повествования обладает гораздо меньшими ресурсами для эмоционального погружения.

 

Что происходит с психикой человека во время чтения

Согласно Oatley, вымысел является своеобразной симуляцией происходящего в реальной жизни, и потому оказывает реальное воздействие на читателя. Идентификация с персонажами и эмоциональная вовлеченность в повествование приводят к сопереживанию и позволяют пережить описываемые события так, будто читатель участвует в них по-настоящему. Соответственно, читатель развивает эмпатию – когнитивную и интеллектуальную возможность распознавать эмоции других людей и эмоционально отзываться на них. Данная способность обладает для индивида высокой значимостью, так как является важной составляющей социального взаимодействия, от которого зависят в том числе профессиональный успех, продуктивность и креативность человека.

Когда мы читаем какую-нибудь историю, мы пытаемся предугадать действия и поведение героев, изучая их мысли, чувства и намерения. Мы сопереживаем героям, невольно ставя себя на их место и воображая свои реакции и поступки, окажись мы в такой же ситуации. Некоторые произведения открывают нам смысл на происходящее, ранее казавшееся нам бессмысленным, и предоставляют возможность понять людей из других стран и эпох – возможность, не всегда доступную в реальной жизни. Исследования, проведенные Mar, Zwaan и другими продемонстрировали, что чтение художественной литературы расширяет возможности образного мышления. Описываемые вымышленные события активируют в мозгу читающего те же процессы и затрагивают такие же нейронные структуры, какие были бы активны если бы читатель переживал воображаемые события лично.

Главной целью художественное литературы является вызов эмоций у читателя. Чтобы погрузиться в вымышленную действительность, читатель подавляет собственное знание о том, что описываемое в книге – вымысел. Согласно Goldstein, человек реагирует более вовлеченно в художественные произведения потому, что вымысел предоставляет ему безопасное место для переживания эмоций без необходимости активации самозащиты. Так как вымышленные события не последуют за читателем за пределы книги, он может себе позволить испытывать более сильные эмоции, не перенося их в реальную жизнь. Более того, сочувствовать персонажу из вымышленной истории легче, так как читатель не имеет по отношению к нему никаких обязательств, тогда как чтение о подобном в той же газете заставило бы читателя чувствовать себя обязанным помочь.

Аналогично, чтение о вреде курения в виде сухого перечисления медицинских фактов в статье может вызвать желание бросить курить лишь на короткое время. Тогда как чтение художественного произведения на эту тему, с красочным описанием всех положенных деталей, может произвести гораздо больший эффект. Люди склонны воспринимать написанное в нехудожественном стиле более критически, так как могут иметь определенные знания и сформированные мнения в данной области. Чтению же художественной литературы свойственно добровольное стремление быть в некотором смысле «обманутым».

 

Людям легче сопереживать индивиду, а не группе

Кроме того, Slovic и другими было продемонстрирована интересная особенность – человеку гораздо проще сопереживать индивиду, чем группе этих же индивидов. Другими словами, проще сопереживать описанию, поданному от лица одного человека, чем информации о целых популяциях и народностях. Эксперимент показал, что люди гораздо более охотно делают пожертвования после прочтения о страданиях отдельного человека, чем после прочтения сгруппированной статистической информации и фактов (голод одного человека против голода трех миллионов человек).

 

Растворение в вымышленном и эффект спящего

Gerrig была высказана теория, что люди поддаются воздействию художественной литературы в большей степени, так как они оказываются полностью погружены в происходящие события. Он подчеркивал значение погружения как основного фактора эмоционального воздействия. Подобное погружение часто описывается читателями как «потерялся в книге», «растворился в происходящем», «забыла обо всем». Он определял погружение как фокусирование всех психических систем и их мощности на событиях, описываемых в книге. Читатель не замечает происходящее вокруг него и теряет ощущение времени.

Ряд исследований (Green и Brock, Appel с коллегами) показал, что когда читатели погружаются в вымышленные события, происходящие вместе с этим личностные изменения крайне вероятны. Исследователями Appel и Richter было введено понятие «абсолютный эффект спящего» (absolute sleeper effect), описывающий изменения в личности читающего, происходящие не сразу после прочтения, а через некоторое время: людям требуется время, чтобы обдумать и перепрожить события, о которых они прочитали в книге.

 

Первая часть исследования

В первом эксперименте участникам было предложено читать «Шерлока Холмса», во втором, дублирующем – «Слепоту» Жозе Сарамаго. Обе истории были выбраны потому, что описывают события, происходящие с одним главным героем (раскрытие преступления в первом и внезапная слепота героя во втором), таким образом предоставляя читателю возможность идентифицироваться с героем и полностью перенестись в вымышленную историю.

В первом эксперименте приняли участие 66 студентов (52% из них девушки), случайно разделенные на две группы (контрольную группу и группу чтения художественной литературы). Участники читали материал и заполняли опросники у себя дома на компьютере. Им была дана инструкция: в течение определенного отрезка времени читать либо художественную книгу (группа чтения художественной литературы), либо газеты (контрольная группа).

В качестве художественного материала была выбран рассказ Артура Конана Дойля «Приключение шести Наполеонов»; для контрольной группы были выбраны статьи из газет, содержащие описания беспорядков в Либии и атомной катастрофы в Японии в 2011 году. Последние были фактологическим описанием событий, но при этом содержали в себе интервью очевидцев, то есть располагали возможностью для эмпатического вовлечения читателя. После чтения испытуемые заполняли предоставленные им опросники и шкалы, которые были составлены таким образом, чтобы не обнаруживать цель исследования. Через одну неделю после завершения чтения испытуемые прошли опросники и шкалы еще раз.

 

Результаты первой части исследования: влияние погружения в произведение на эмпатию

Как и предполагалось, результаты не показали немедленных изменений в уровне эмпатии испытуемых. Однако, уровень эмоционального погружения и эмпатического отклика были в значительной степени связаны с типом воспринимаемого материала. Дальнейшее изучение результатов выявило сильные отличия в уровне эмпатического отклика в зависимости от типа материала при изменении уровня погружения: чем сильнее было эмоциональное погружение в историю, тем выше был уровень эмпатии, но такое было справедливо только для группы чтения художественной литературы.

По прошествии недели уровень эмпатии возрос для тех участников, которые регистрировали высокий уровень погружения, тогда как для «непогрузившихся» уровень эмпатии значительно упал по сравнению с теми, кто читал газеты:  контрольная группа не обнаружила никаких изменений в уровне эмпатии. Таким образом, исследование подтвердило гипотезу: чтение художественной литературы развивает эмпатию, но только при условии эмоционального погружения читателя.

 

Вторая часть исследования

Для подтверждения полученных результатов был проведен дублирующий эксперимент, во время которого участники группы чтения художественной литературы читали главу из книги «Слепота». На этот раз в исследовании приняли участие 97 студентов (74% девушки). В опросники были добавлены шкалы для учета положительных и отрицательных эмоций после прочтения материала.

В целом, второй эксперимент дал те же результаты, что и первый, но удалось также установить, что полученные результаты не зависят от сложности текста или от того, какие эмоции испытывал читатель во время чтения – положительные или отрицательные. Кроме того, с помощью дополнительных шкал было установлено, что фокусировать внимание и понимать написанное проще, когда читатель имеет дело с художественной литературой. Гендерные отличия в уровне эмоционального погружения найдены не были.

 

Погружение и эмпатия: обратный эффект

Исследователями Pelowski и Akiba было ранее предложено объяснение, почему уровень эмоционального погружения оказывает сильное влияние на эмпатию и почему отсутствие погружения вызывает снижение эмпатии. Когда читатель неспособен идентифицироваться с происходящим в тексте и как следствие погружения в историю не происходит, это ведет к эмоциональному отсоединению и фрустрации, заставляя читателя быть более сосредоточенным на собственных эмоциях. Следовательно, чтение художественной литературы может оказывать не только положительный, но и отрицательный эффект.

 

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, свяжитесь с нами.