От чего зависит удовольствие от музыки

Тема предпочтений в музыке недостаточно исследована: от чего зависит выбор определенной мелодии, и виляют ли на музыкальные предпочтения личностные характеристики или текущее эмоциональное состояние человека. Цель данного исследования – изучить влияние состояния погружения по сравнению с личностной чертой «погружаемость» на выбор музыки, в частности, музыки, вызывающей негативные эмоции. В эксперименте приняли участие 128 человек, которых попросили выбрать на свой вкус и прослушать два музыкальных произведения, а затем оценить прослушанные мелодии по предпочтительности, а также по ощущаемым и передаваемым музыкой эмоциям.

Участники исследования оценивали уровень эмоционального погружения после прослушивания каждой мелодии и проходили опросник на выраженность личностной черты «погружаемость». Результаты эксперимента показали сильную положительную связь между состоянием погружения и предпочтительностью музыки, тогда как связь между чертой погружаемости и предпочтительностью музыки не была установлена. Погружаемость коррелировала с предпочтением негативных эмоций в музыке, причем данные указали на то, что испытуемые с бóльшим уровнем выраженности этой черты получают большее удовольствие от негативных эмоций в музыке. Это первое исследование, продемонстрировавшее, что состояние погружения и черта погружаемости оказывают разное влияние на прослушивание музыки: состояние человека влияет на удовольствие от музыки, а черта личности влияет на выбор музыки в зависимости от ее эмоционального контекста.

 

Источник: PLOS

Оригинальное название исследования: The Role of Trait and State Absorption in the Enjoyment of Music

Исследователи: Sarah E. Hall, Emery Schubert, Sarah J. Wilson

Исследование опубликовано в PLOS: 9 ноября 2016 г.

Выборка: 128 человек

Лицензия: Creative Commons Attribution License

Copyright: © 2016 Hall et al.

Изменения: В ходе перевода с английского на русский были сделаны некоторые сокращения, добавлены/изменены заголовки.

 

Зависит ли пристрастие к определенному жанру музыки от личных особенностей человека? Некоторые исследователи полагают, что люди, открытые опыту, предпочитают более «сложную» музыку, тогда как экстраверты склонны слушать энергичную и ритмичную музыку. Существует также мнение, что диктуемые средой психологические и культурные факторы влияют на музыкальные предпочтения сильнее, чем особенности самой личности; таким образом, предпочтения скорее формируются под влиянием стимулов окружающей среды. Экспериментально еще не было установлено, влияют ли на наши вкусовые предпочтения в музыке черты личности, такие как поведенческие привычки, особенности характера и склонности, или все-таки наш выбор диктуется текущим состоянием и сиюминутными эмоциями. Цель настоящего исследования: изучить факторы, определяющие музыкальные предпочтения. В частности, как влияют на выбор музыки черты личности в сравнении с текущим состоянием человека.

Одной из методологических проблем данного исследования было разграничение влияния черт личности и состояния на предпочтения человека. Нужно было найти средство диагностики личности, совместимое с измерением реакций на событие (событием в данном случае будет прослушивание музыки). Некоторые черты личности нельзя легко сопоставить с переживаемым опытом – например, будет странно сказать «я чувствую себя бóльшим экстравертом после прослушивания этой мелодии». Поэтому исследователи обратились к понятию погружаемости, введенному в обиход психологом Auke Tellegen, которое связано с другой чертой личности – открытостью опыту. Еще ранее Herbert установил, что увлеченность музыкой является действенным способом стимулирования погружаемости. Таким образом, предметом данного исследования выступила связь между музыкальными предпочтениями и погружаемостью в сравнении со связью между музыкальными предпочтениями и состоянием эмоционального погружения.

 

Личностная черта «погружаемость»

Психологами Tellegen и Atkinson было предложено такое определение погружаемости: диспозиция (предрасположенность) к эпизодам абсолютной увлеченности с вовлечением всех (перцептивных, побудительных, вообразительных и мыслительных) ресурсов. Ранее оспаривалось, что погружаемость как черта является непосредственным условием возникновения состояния эмоционального погружения. Однако и другие факторы, такие как опыт, обстановка и настроение могут также влиять на состояние погружения. Например, талантливый художник может входить в состояние погружения во время рисования чаще, чем во время других, нетворческих видов деятельности. Касательно рисования, занятий спортом или музыкой состояние погружения часто характеризуют как «быть унесенным потоком». Подобное состояние обычно возникает в условиях совпадения способностей исполнителя и тех требований, которые по отношению к нему выдвигает сложная деятельность.

В контексте целей настоящего эксперимента разделить влияние на предпочтение в выборе музыки черты личности «погружаемость» и текущего состояния человека нелегко. Например, в лабораторных условиях можно вызвать состояние погружения у испытуемых с высоким уровнем выраженности этой черты достаточно просто, однако в более привычной обстановке такое состояние может быть свойственно большему числу людей. Предшествующее погружению состояние, в частности, плохое настроение или страдание, могут также влиять на стремление индивида испытать эпизод погружения, чтобы убежать от реальности и отвлечься, вне зависимости от выраженности у него черты «погружаемость».

 

Влияние погружаемости на выбор музыки

Ранее было установлено, что люди с выраженной погружаемостью получают удовольствие от широкого круга различных форм искусства. Так, погружаемость коррелирует с пристрастием к сложной музыке (классическая музыка по сравнению с роком), что одинаково характерно для схожей черты «открытость опыту».

Исследователи Roche и McConkey выдвинули противоположное предположение: связь между погружаемостью и пристрастием к определенной музыке может зависеть от индивидуальных когнитивных и эмоциональных реакций, вызываемых объектом выбора. Эта идея была подтверждена работой Kreutz с коллегами, которые собрали данные по погружаемости и эмоциональные оценки у испытуемых, прослушавших 25 музыкальных отрезков. Результаты показали, что участники с выраженной погружаемостью испытывали более сильные эмоциональные реакции по сравнению с участниками с невыраженной погружаемостью. Кроме того, черта погружаемости обнаружила положительную связь с возбуждением, вызываемым музыкой, причем более высокая корреляция возникла с музыкой, вызывающей грусть.

Подробное исследование связи между погружаемостью и негативными эмоциями было проведено Garrido и Schubert. В своем эксперименте исследователи собрали данные о выраженности черты погружаемости и попросили каждого испытуемого оценить насколько им нравится грустная музыка. Регрессионный анализ показал сильную линейную связь между погружаемостью и пристрастием к грустной музыке.

 

Негативные эмоции и удовольствие

Переживание грусти с одновременным получением удовольствия от этой грусти является предметом исследовательского спора. В то время как горе, несчастье, грусть и другие негативные эмоции очевидно присутствуют во всех формах искусства, что указывает на их востребованность и способность доставлять удовольствие, исследователи относятся к этому парадоксу скептически. Они объясняют свой скептицизм тем, что негативные эмоции вроде грусти и горя обычно вызывают отстранение и антипатию. Поэтому в этом явлении скорее имеют место некоторые смягчающие обстоятельства, объясняющие возникающее наслаждение, и «настоящие» негативные эмоции в момент обращения к искусству на самом деле не переживаются.

Менее скептический взгляд на явление обращается к таким чертам личности, как погружаемость и эмпатия; именно они призваны объяснить парадоксальную привлекательность грустной музыки. Schubert предположил, что негативные эмоции могут приносить удовольствие в эстетическом музыкальном контексте, потому что неудовольствие в таких условиях «отключается», позволяя негативным эмоциям переживаться без свойственных им неприятных, болезненных эффектов. Эта способность отсоединяться от неприятных аспектов переживаемого будет более развита у людей с выраженной чертой погружаемости, так как погружаемость представляет собой умение отключаться от происходящего и погружаться во внутренний мир и воображаемые образы. Согласно этой теории, люди должны уметь отключаться – и, следовательно, получать удовольствие – от широкого перечня негативных эмоций, передаваемых музыкой. Однако предыдущие исследования фокусировались исключительно на грусти.

 

Процедура исследования

В данном исследовании приняли участие 128 человек (66 женщин и 62 мужчин) в возрасте от 18 до 34 лет. Испытуемые были набраны среди учащихся музыкального курса в австралийском университете, который могли посещать как опытные музыканты, так и простые студенты. Опыт игры на тех или иных музыкальных инструментах в среднем по группе составлял 6,5 лет (варианты ответов варьировались от 0 до 20 лет).

Участники самостоятельно выбирали музыкальные произведения, которые они прослушивали во время эксперимента. Исследователи предоставили такую возможность потому, что самостоятельно выбранная музыка вызывает более сильные эмоции. В то же время участников просили выбрать такую музыку, которую они считают «мощной» (сильнодействующей) или «скучной», так как целью исследования было изучить погружение и сильные эмоциональные реакции.

Опция «мощной» музыки в инструкции объясняется тем, что эмоционально возбуждающая, сильнодействующая музыка обычно нравится больше, чем другие категории музыки («расслабляющая», «волнующая но не мощная» или «музыка из фильмов»). Опция «скучная» объясняется тем, что обычно скучной считается музыка, которая слишком часто транслируется в средствах масс-медиа, и такую музыку легче подобрать, чем, скажем, «музыку, которую ненавидят». В остальном не было никаких ограничений по выбору, касающихся жанра, продолжительности или стиля.

 

Опросники: «Феноменология сознания» и шкала погужаемости Телегена

Чтобы изучить влияние состояния погружения и черты погружаемости на удовольствие, был разработан специальный опросник, который содержал шкалы для оценки переживаемых негативных эмоций. Для каждого «скучного» и «мощного» музыкального произведения предлагалось 19 11-балльных шкал (от нуля «сильно не согласен» до 10 «сильно согласен») для оценки предпочтительности мелодии, вызываемых ею эмоций, ее качества и того, насколько хорошо слушатель знаком с данным произведением. Примеры утверждений шкал: «Мне нравится это произведение», «Это довольно качественная музыка», «Мне эта музыка хорошо знакома», «Я чувствовал сильные эмоции», «Я не чувствовал ничего», «Эта музыка эмоциональна» и другие.

Состояние погружения было исследовано с помощью опросника Pekala «Феноменология сознания» (Phenomenology of Consciousness Inventory, PCI), в котором каждый пункт состоит из двух противоположных утверждений, разделенных между собой 7-балльной шкалой. Пример утверждений: «Я постоянно отвлекался на посторонние впечатления или события» <-> «Я не отвлекался и смог полностью погрузиться в переживание». Испытуемый мог оценить свое состояние, выбирая балльную позицию ближе к одному из двух утверждений.

Черта погружаемости была исследована с помощью модифицированной версии шкалы погружаемости Телегена (Tellegen Absorption Scale, TAS) – MODTAS (модифицированный TAS), состоящей из 34 пунктов. Участники должны были оценить, как часто они испытывают определенные переживания. Пример утверждения: «Меня очень трогает выразительный и поэтический язык».

Участники проходили всю процедуру исследования (от выбора музыки до заполнения опросников) на компьютерах онлайн. (Инструкция процедуры предусматривала такие значимые условия, как потенциальную возможность отвлечься на происходящее на экране компьютера и пр.) В процессе прохождения 2 участника не смогли выполнить задание до конца и потому их данные не участвовали в общей массе результатов.

 

Результаты исследования

Из 68 участников, выбравших музыкальные произведения, затем оцененные ими как «очень нравится», 24 заявили о том, что испытывали негативные эмоции. Что указывает на возможность испытывать негативные эмоции по отношению к музыке, которая очень нравится. Таким образом, в ходе эксперимента была подтверждена парадоксальная возможность испытывать удовольствие одновременно с переживанием негативных эмоций. Также было установлено, что негативные эмоции, которые способны испытывать люди одновременно с удовольствием, не ограничиваются «средне выраженными» эмоциями вроде грусти: результаты опросов показали значительный разброс по уровню силы переживания.

Данные также продемонстрировали, что люди с более выраженной чертой погружаемости более склонны испытывать негативные эмоции по отношению к музыке, которая им нравится, по сравнению с людьми с невыраженной погружаемостью. По сравнению с чертой погружаемости, которая предсказывает индивидуальную склонность к музыке, вызывающей негативные эмоции, состояние погружения влияет на получаемое удовольствие от музыки в момент прослушивания. Так, участники, которые смогли войти в состояние погружения, были более склонны оценивать прослушанное произведение как «очень нравится» по сравнению с участниками, которые не испытали погружения.

Что касается черты погружаемости, то испытуемые с выраженной погружаемостью оценивали прослушанную музыку как «очень нравится» не чаще, чем это делали испытуемые с невыраженной чертой. То есть нельзя утверждать, что люди с выраженной погружаемостью расположены оценивать музыкальные переживания более высоко. Вместе с тем, переживаемые во время прослушивания негативные эмоции являются положительным предсказателем того, что музыка будет оценена высоко по шкале предпочитаемости только у людей с выраженной погружаемостью; у людей с низким уровнем выраженности этой черты эта связь отсутствовала.

Таким образом, личностная черта «погружаемость» влияет на выбор музыки на основе ее эмоционального контекста, а состояние погружения определяет, будет ли получено удовольствие во время прослушивания. Такие результаты согласуются с более ранними исследованиями, продемонстрировавшими связь между состоянием погружения и удовольствием. Результаты исследования также соотносятся с предыдущими описаниями «унесённости потоком», которые связывают состояние полного погружения в деятельность с максимальным удовольствием.

Общий вывод исследования звучит следующим образом: погружаемость играет значительную роль во взаимодействии человека с музыкальными стимулами; состояние погружения ассоциируется с предпочтительностью прослушиваемой музыки, а сама черта погружаемости – со склонностью переживать негативные эмоции по отношению к предпочитаемой музыке.

 

Открытость опыту (openness to experience) – одна из черт личности согласно пятифакторной теории личности, разработанной Оллпортом, Айзенком, Кэттеллом, Р. Норманом, Л. Голдбергом и др. Это диспозиционная (от англ. disposition — предрасположенность) модель личности человека, предполагающая, что личность человека включает в себя пять общих и относительно независимых черт (диспозиций):

  • экстраверсию (общительный / энергичный или склонный к уединению / сдержанный),
  • доброжелательность (дружелюбный / сочувствующий или требовательный / отстраненный),
  • добросовестность (действенный / организованный   или легкомысленный / беспечный),
  • нейротизм (чувствительный / нервный или надежный / уверенный),
  • открытость опыту (изобретательный / любознательный или постоянный / осторожный).

Модель выводится эмпирически, с использованием данных самоотчетов, внешних наблюдателей за поведением и данных, получаемых в рамках исследований.

Открытость опыту включает шесть уровней, таких как воображение, эстетическая чувствительность, внимательность к внутренним переживаниям, склонность к разнообразию и интеллектуальная любознательность. Все эти уровни связаны между собой и характеризуют открытость опыту как черту личности, представляющую набор специфических особенностей, привычек и склонностей.

Между людьми эта черта встречается согласно нормальному распределению, то есть небольшое количество людей обладают ею в сильно / слабо выраженном виде. Низкая выраженность этой черты обычно проявляется в склонности человека к традиционным, общепринятым взглядам и реакциям. Такие люди предпочитают знакомую рутину новому опыту и обычно имеют не очень широкий круг интересов.

Открытость опыту имеет умеренную положительную связь с креативностью, интеллектом и знаниями. Открытость также связана с погружаемостью, и, как и погружаемость, соотносится с индивидуальными различиями в восприимчивости к гипнозу.

Источник информации об открытости опыту: wikipedia.org

 

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, свяжитесь с нами.