PsyShelves

View Original

Градиент зависти

Зависть "ни в какой радостный праздник, ни при каких радостных обстоятельствах не дает вполне порадоваться тому, кем она обладает. Всегда, как червь, точит душу и сердце его смутной печалью, потому что завистливый благополучие и успехи ближнего почитает своим несчастием, а оказываемое другим предпочтение считает для себя несправедливой обидой.

...

Гордого можно почтить, тщеславного – похвалить, сребролюбивому – что-нибудь дать… и так далее. Завистливому же человеку угодить уж никак нельзя. Чем больше ему угождают, тем больше он завидует и мучается" (с) Амвросий Оптинский.

Что же заставляет человека так страдать, что он готов лишиться единственной своей условной коровы, лишь бы у благополучного соседа сдохли две? В чём корень и причина этих страданий? Почему люди начинают делить зависть на "белую" и "черную"? Как отследить этот "перелив", где граница между "ещё хорошей" и "уже плохой завистью"?

Ревность охраняет, печалится и страдает о своём владении: не смей трогать того, что по праву принадлежит мне! Зависть изнывает от вожделения того, что никогда и не принадлежало человеку, не было в собственности, зависть растёт на закваске "меня обнесли! мне недодали!" И если "вектор" ревности направлен от человека на объект его собственности, то "вектор" зависти направлен на самого человека.

Разве плохо, увидев и восхитившись умением или собственностью соседа, пожелать себе такого же и приложить усилия, чтобы достичь желаемого? Вовсе нет, если это желание и эти усилия созидающие. Если они приумножают доброе. Добрые отношения с соседом, доброе расположение духа, дают доброе имение знаниями или имуществом. Может быть, это она и есть – "белая зависть"? Нет, это не зависть совсем. Это обычный социальный механизм – люди учатся, подражая окружающим и сравнивая себя с ними. Белая зависть – это ленивая зависть, это всего лишь тоска о несчастном себе без вредоносного действия. 

Гордость, как мать всех пороков, видна в зависти невооружённым глазом: меня, красивого, не выбрала женщина; меня, умного и работящего, не наградили и не одарили; меня, щедрого и доброго, не похвалили. И так до бесконечности. В зависти есть не только духовная причина (гордость), но и ещё душевная – это причиняющая страдания несправедливость. И возможно, что ростки этой несправедливости коренятся в детстве. Когда родители сравнивали своего ребёнка с другими и всегда не в пользу своего. Или когда отдавали видимое предпочтение одному своему ребёнку перед его братьями-сёстрами. Или когда выбирали выглядеть прилично перед посторонними людьми, игнорируя насущные потребности и интересы своего ребёнка. Или даже можно сказать так: незаживающая несправедливость – это ещё один повод для зависти, который и делает уколы зависти особенно болезненными.

Зависть это настолько вредное для благополучия человека состояние, которое вредит и самому завидующему, и тому, чьё счастье не даёт покоя завистнику, что её даже внесли в заповеди: "Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего". Слово "не желай" употреблено не случайно. Потому что именно на стадии укоренившегося желания человек уже не может своей волей остановиться от совершения злодейства, повинуясь своей страсти зависти.

Сначала в уме рождается некий соблазнительный образ (чужая жена, чужая слава, момент чужого благополучия). Если человек оказался неосторожным, он начинает "прислушиваться и приглядываться" к этому образу. Пристальное внимание влечёт за собой вспышки чувств и различных сладостных мечтаний: эх, и хорошо было бы мне, если бы..! Мечтания могут достигнуть такой точки накала, когда человек уже не представляет себя без предмета или объекта вожделения, желание обладать становится продолжительным, подавляющим, раздражает ум, раздражает плоть, побуждает к поиску решений желание удовлетворить. С этого момента человек уже принимает решение желаемого чужого добиться. Когда человек пленён желанием, ему крайне трудно вернуться к прежнему бесстрастному ровному состоянию, не только своей волей, а даже если внешние обстоятельства помешали желание осуществить. Желание будет очень долго тлеть, разъедать изнутри и причинять мучения. 

Бороться с завистью очень трудно – она прикрывается благородным делом восстановления справедливости. Но всё же можно и нужно, потому что страсть (сильное, почти непреодолимое желание совершать нечто) причиняет нешуточные страдания. И первое средство зависть пригасить – никогда не говорить ничего худого про человека, который стал причиной зависти. Второе – помнить, что не всё счастье у людей на виду, и не всё горе у людей на виду. Желая себе чужое "вот такое" счастье, точнее, ту часть, которую видно «поверх забора», можно запросто приобрести себе и горе, которого было не видно, но которое со счастьем составляет одно целое. Третье средство – намеренно и осознанно желать добра этому человеку и даже принуждать себя сделать ему что-то хорошее. Это уже называется "высшим пилотажем", но зато это и самый эффективный способ.

 

Автор: Иволга